Интервью с председателем концерна «Белнефтехим» Андреем Рыбаковым об итогах 2019 года и перспективах 2020-го.

— Андрей Алексеевич, 2019 год, как, наверное, никакой другой, был насыщен событиями для белорусского нефтехимического комплекса: начало налогового маневра, поставка «грязной» нефти, работа над интеграционными «дорожными картами», изменение расстановки сил на мировом рынке нефти и нефтехимической продукции. Как выполнили свои бизнес-планы предприятия «Белнефтехима» в условиях такой переменчивой внешней среды?
— Окончательные итоги мы традиционно подведем на совете концерна, но уже сегодня можно сказать, что, несмотря на все изменения внешних условий, запланированные показатели отраслью в основном выполнены. Индекс промышленного производства составил 98,7%, в том числе по основной номенклатуре нефтеперерабатывающих и химических производств обеспечен рост к прошлому году на уровне 100,7%. НПЗ переработано почти 18 млн.тонн нефти, то есть плановый уровень загрузки, который вынужденно снизили в период поставки «грязной» нефти, к концу года восстановлен. На плановом уровне обеспечена и добыча нефти. Около 70% выработанных нефтепродуктов и химической продукции поставлено на внешние рынки. Экспорт товаров составил около 8 млрд.долларов. Обеспечено выполнение основных показателей эффективности продаж и снижения уровня затрат. Выполнить поставленные задачи позволили сплоченная и командная работа предприятий, а также мобилизация имеющихся материальных и финансовых  ресурсов на общеотраслевые цели развития. В течение года наши действия находились под пристальным вниманием Главы государства. Мы с благодарностью отмечаем, что большинство внесенных нами на рассмотрение высшего руководства страны предложений по созданию условий для развития НПЗ и других организаций концерна были одобрены и поддержаны. Это позволило отрасли в течение года сохранить финансовую устойчивость к негативным внешним воздействиям.

— Одна из самых громких тем уходящего года — поставки так называемой грязной нефти. Как справилась Беларусь с этой проблемой?
— Скажу откровенно, было не просто. Прежде всего потому, что такая нестандартная ситуация случилась впервые: на территории нашей страны оказалось около 1,2 млн.тонн загрязненной хлорорганическими соединениями нефти. В короткие сроки была разработана «дорожная карта», предусматривающая замещение в полном объеме загрязненной нефти, находящейся на территории Республики Беларусь, качественным углеводородным сырьем. Данная работа проведена при активном участии заместителя Премьер-министра Республики Беларуси Игоря Ляшенко. Выполнение мероприятий «дорожной карты» и профессиональная работа специалистов ОАО «Гомельтранснефть Дружба», в том числе специалистов филиала по транспортировке нефти «Новополоцк», которые смогли организовать перекачку по кольцевой схеме и восстановить в относительно короткие сроки работу магистрального нефтепровода «Дружба», позволили Республике Беларусь стать первой и единственной страной, которая смогла обеспечить вытеснение со своей территории загрязненной хлорорганическими соединениями нефти в Российскую Федерацию и замещение ее качественным углеводородным сырьем. Были восстановлены транзит и поставки нефти на экспорт, обеспечена возможность приемки нефти для переработки на отечественных НПЗ, а также выполнены обязательства по поставкам белорусских нефтепродуктов на экспорт. Неурегулированным остается вопрос о компенсации белорусской стороне убытков, полученных при переработке некачественной российской нефти. Мы продолжаем консультации с российскими коллегами и принимаем со своей стороны все необходимые меры по урегулированию данного вопроса. Для возмещения недополученных доходов от транспортировки нефти ОАО «Гомельтранснефть Дружба» внепланово с 1 сентября повышены тарифы на 3,7%. Это позволило частично восполнить потери белорусского предприятия. За 2019 год объем транспортировки нефти ОАО «Гомельтранснефть Дружба» составил 62,96 млн т, или 90,4% к уровню, предусмотренному бизнес-планом. На объемы, в том числе повлияло замещение европейскими НПЗ части российской нефти альтернативными поставками. Поэтому заявленный ОАО «Гомельтранснефть Дружба» на 2020 год уровень роста тарифов на транспортировку учитывает необходимость полной компенсации недополученных доходов.

— Как завершили год ведущие предприятия нефтехимической отрасли?
— Положительные результаты достигнуты РУП «Производственное объединение «Белоруснефть». Объем добычи нефти составил 1,69 млн.тонн, что на 20 тыс.тонн больше, чем в 2018 году. На Белорусском газоперерабатывающем заводе переработано 403 тыс.тонн углеводородного сырья, это 108,1% к уровню 2018 года. В 2019 году завершены строительство и реконструкция 15 АЗС. В статусе государственного оператора зарядной сети электромобилей «Белоруснефть» ведет активную работу по строительству электрозарядных станций (ЭЗС). В настоящее время в республике насчитывается 251 ЭЗС, принадлежащая государственному оператору. Белорусскими НПЗ обеспечен уровень загрузки производственных мощностей с учетом необходимости достижения максимальной эффективности для производителя и бюджета. Все выпускаемые нефтепродукты удовлетворяют требованиям национальных и зарубежных стандартов. На постоянной основе проводится работа по расширению ассортимента и освоению новых видов продукции. Так, в ОАО «Мозырский НПЗ» освоено производство бензина неэтилированного АИ-100-К5-Евро.Предприятия продолжают работу над завершением важнейших инвестиционных проектов по строительству в ОАО «Нафтан» комплекса замедленного коксования, в ОАО «Мозырский НПЗ» комплекса гидрокрекинга тяжелых нефтяных остатков. Благодаря созданным в течение года условиям хозяйствования строительство объектов было обеспечено финансовыми источниками в необходимом объеме. С полной загрузкой мощностей по производству минеральных удобрений работают открытые акционерные общества «Гродно Азот» и «Гомельский химический завод». ОАО «Гродно Азот» в мае введен в эксплуатацию новый цех по производству азотной кислоты и карбамидо-аммиачной смеси (КАС). Таким образом, мощности по производству жидких азотных удобрений возросли с 720 тыс.тонн до 1,4 млн.тонн в год. Всего объем производства азотных удобрений в 2019 году в физическом весе составил 2,47 млн.тонн, или 848,9 тыс.тонн в действующем веществе (108,4% к 2018 году). Поэтапное техническое переоснащение осуществляет ОАО «Гомельский химический завод». В 2019 году обеспечен выпуск 900 тыс.тонн фосфорных удобрений в физическом весе, или 214,8 тыс.тонн в действующем веществе (103,5% к 2018 году).Белорусские производители удобрений в полном объеме обеспечивают текущие потребности агропромышленного комплекса, наращивая поставки необходимых питательных веществ для почв и растений на внутренний рынок. Так, в 2019 году отгружено в действующем веществе 487,6 тыс.тонн азотных удобрений (129,3% к уровню предыдущего года) и 94 тыс.тонн фосфорных (114,2%). ОАО «Белшина» выпущено более 4 млн.шин, или 109,8% к 2018 году. По итогам работы за 2019 год обществом поставлено на серийное производство 34 новые модели шин (за 2018 год — 19 моделей), в том числе 18 моделей легковых шин на 13—18 дюймов, 11 сельскохозяйственных шин, три грузовые ЦМК шины, одна грузовая шина для специальной техники и одна индустриальная шина. Наращивает объемы производства ОАО «Полоцк-Стекловолокно» — 102,3% к уровню 2018 года. Проведенные в 2019 году в соответствии с нормативными сроками ремонты трех печей (№ 1 (Е-стекло), № 7 (кремнеземное волокно) и № 6 (базальтовое волокно) позволили увеличить выпуск востребованного на рынке кремнеземного волокна, в том числе за счет перепрофилирования печи № 6, на 23,9%.В ОАО «Могилевхимволокно» за 2019 год обеспечены темпы промышленного производства на уровне 112,9%. Предприятием осуществляется освоение нового производства волокна полиэфирного по современной технологии на основе терефталевой кислоты. В эксплуатацию введены две технологические линии по выпуску волокна типа Стандарт и совершенно нового типа — Конжугейт, сочетающего в себе легкий вес и большой объем. Освоение нового производства позволит существенно сократить издержки при выпуске полиэфирной продукции и постепенно вывести из эксплуатации устаревшие высокозатратные цеха. ОАО «СветлогорскХимволокно» в 2019 году введена в эксплуатацию установка мощностью до 10 тыс. т в год по производству нетканых материалов строительного назначения с более высокими физико-механическими показателями, освоено производство углеродных материалов Карбопон шириной более 1 000 мм, осваивается производство окрашенных в массе нитей и волокон Арселон, «умных» полиэфирных текстильных нитей и трикотажных полотен из них. Реализуемые мероприятия позволят в перспективе оптимизировать производственную структуру предприятия, задействовать высококвалифицированный персонал на производстве продукции с более высокой добавленной стоимостью.

— Какие мероприятия по оптимизации структуры концерна реализованы или планируются на ближайшую перспективу?

— В основе всех, в том числе организационных мероприятий, прежде всего экономика. В целях повышения эффективности работы и реализации единой технической политики приняты решения по объединению двух магистральных нефтепроводов Республики Беларусь. Напомню, 30 сентября 2019 года ОАО «Полоцктранснефть Дружба» реорганизовано в филиал по транспортировке нефти «Новополоцк» ОАО «Гомельтранснефть Дружба». Сегодня предприятие осуществляет транспортировку российской нефти в направлении европейских стран. За все время работы по 3 тыс. км нефтепроводов по всей стране прокачано более 3 млрд.тонн нефти. ОАО «Гомельтранснефть Дружба» также транспортирует нефтепродукты по территории Беларуси. В январе 2019 года введен в эксплуатацию 2-й пусковой комплекс инвестиционного проекта «Строительство магистрального нефтепродуктопровода «Новополоцк — Фаниполь». Это позволило обеспечить транспортировку моторного топлива с большей экономической эффективностью и более высокой экологической безопасностью из ОАО «Нафтан» на нефтебазы «Белоруснефти» в Фаниполе и Крулевщизне. Кроме того, в 2019 году по согласованию с Правительством Республики Беларусь в целях совершенствования процесса управления субъектами товаропроводящей сети осуществлена безвозмездная передача в хозяйственное ведение УП «Белорусский нефтяной торговый дом» находящихся в собственности Республики Беларусь и хозяйственном ведении концерна «Белнефтехим» долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью: ООО «Белнефтехим-РОС», ООО «Балтийская торговая компания», ООО с ИИ «БНХ УКРАИНА», ООО «Белнефтехим Шанхай Трейдинг Ко., Лтд» и ООО «OIL LOGISTIC». Перед УП «Белорусский нефтяной торговый дом» поставлены задачи по оптимизации товаропроводящей сети в прибалтийских странах и повышению эффективности проводимой одноканальной политики продаж с направлением получаемых в виде дивидендов средств на развитие системы централизованных закупок сырья, а также другие первоочередные цели внешнеэкономической деятельности организаций концерна. Организационные меры на 2020 год будут детально проработаны на основе бизнес-планов предприятий, поэтому говорить о них сейчас преждевременно. Одно из направлений работы — завершение оптимизации товаропроводящей сети ОАО «Белшина».

— Чего ожидать белорусским автомобилистам в 2020 году? Как планируется изменять цены на топливо?
— Наши НПЗ нацелены на минимизацию влияния налогового маневра как за счет снижения затрат и совершенствования стратегии продаж нефтепродуктов, так и путем скорейшего завершения модернизации. Но, очевидно, что при наличии сырьевой составляющей в затратах, близкой к 90%, цену топлива на АЗС будет во многом определять стоимость сырья. Мы видим, что на мировом рынке цены на углеводородное сырье уверенно растут. Некоторые эксперты предполагают, что цена на нефть может превысить 80 долларов за баррель. Напомню, что для белорусских НПЗ цена на нефть растет еще и за счет налогового маневра, и в 2020 году она уже будет составлять (с учетом уплачиваемых пошлин на нефтепродукты) около 83% от мировой. Мы видим, сколько стоит топливо в странах с рыночным ценообразованием на данный товар, поэтому определенные корректировки уровня цен потребуются. Тем не менее «Белнефтехим» по-прежнему будет исходить из соблюдения баланса интересов производителей и потребителей топлива. В текущей ситуации выбранная стратегия поэтапного изменения цен на топливо остается оптимальным вариантом.

— Белорусская нефтепереработка завершает инвестиционный цикл. Какие дальнейшие планы по развитию отрасли?
— Концерном «Белнефтехим» при участии ведущих экспертов разработана Стратегия развития нефтехимического комплекса до 2030 года. Для реализации Стратегии проведена ее детализация на уровне планов развития организаций концерна, соответствующие программы развития до 2030 года разработаны в каждой организации концерна. Приоритетным направлением перспективного развития выбрано углубление переработки углеводородного сырья с акцентом на освоение выпуска новых видов химической продукции. В связи со сложностью прогнозирования ситуации на мировых рынках сырья и готовой продукции, появлением новых технологий и продуктов представленные в Стратегии перспективные проекты организаций концерна подлежат актуализации в ходе разработки предпроектной документации по каждому отдельному проекту. Эффективность реализации каждого инвестиционного проекта Стратегии будет детально просчитываться исходя из принципа рыночного ценообразования на ресурсы и готовую продукцию. И к выполнению будут приняты только проекты, обеспечивающие положительный эффект для экономики в целом. Основу развития нефтехимического комплекса составят 10 стратегических проектов, отдельные из которых предусматривается реализовывать с привлечением инвесторов. Научное сопровождение реализации Стратегии будет обеспечено НАН Беларуси и учреждениями образования. С учетом возможностей отраслевых, академических и вузовских научных школ для решения задач определена приоритетная тематика научно-исследовательских работ. Нам предстоит большая работа, которая позволит отрасли внести весомый вклад в сохранение экономической и энергетической безопасности страны.

Источник: Портал о нефти и химии Беларуси